Ситуация в российском алкогольном ритейле стремительно меняется. Причина во многих факторах, в том числе из последнего: вирус COVID-19 и меры по его нераспространению. Привычки покупателей меняются вместе с ситуацией, и в условиях социальной дистанции покупатель все чаще обращается в интернет магазины.
Исследования аналитической группы IWSR показывают, что 1.8 % мирового рынка алкогольных напитков занимают продажи посредством интернета.
В настоящий момент российский ритейл сильно ограничен в инструментах онлайн продажи алкогольной продукции и пива, а если точнее, то дистанционная продажа алкогольной продукции и продажа с использованием торговых автоматов прямо запрещена 171-ФЗ от 22.11.1995 «O государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»: п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 26.
При таком регулировании ритейлеры нашли выход в предложении алкогольной продукции в, так называемых, «интернет витринах», где покупатель выбирает продукцию в каталоге и бронирует ее для выкупа в ближайшем офлайн магазине выбранного ритейлера. Напрямую данные действия не противоречат законодательству, а самым важным является не перешагнуть грань между каталогом и рекламой алкогольной продукции и её дистанционной продажи посредством интернет, так как штрафы по ст. 13.15 КоАП РФ составляют в таких случаях:
- на граждан от 3 до 5 тыс. руб
- на должностных лиц от 20 до 40 тыс. руб
- на юридических лиц от 100 до 300 тыс. руб.
Пофантазируем и представим, что ритейлер, по некоему стечению обстоятельств, осуществил дистанционную продажу алкогольной продукции, например доставил алкоголь покупателю домой. Какие последствия и санкции ждут такого продавца? В соответствие с п.3 ст. 14.16 КоАП РФ штрафы следующие:
- на должностных лиц от 20 до 40 тыс. руб с конфискацией алкогольной или спиртосодержащей продукции или без таковой
- на юридических лиц от 100 до 300 тыс. руб с конфискацией алкогольной или спиртосодержащей продукции или без таковой
После выставления административного штрафа, как говорится «вишенкой на торте», будет аннулирование лицензии на розничную продажу алкогольной продукции у данного продавца, по решению Росалкогольрегулирования в соответствии с п.3.2 ст.20 171-ФЗ от 22.11.1995.
Отмечу, что в 2017 и в 2019 годах в Правительство России вносились предложения по отмене запрета на дистанционную продажу алкоголя, но во всех случаях активно против выступало Минздрав России, и инициативы не проходили дальше обсуждений.
429 млн US $ - оценочный расчет потенциала российского рынка онлайн продаж алкоголя в 2020 году, ориентируясь на средние мировые показатели, с учетом негативного влияния COVID-19. Необходимо отметить, что наблюдается невысокий, но устойчивый ежегодный мировой рост интернет продаж алкогольной продукции по отношению к offline магазинам.
А как вы думаете, будет больше пользы или вреда от отмены запрета на розничную продажу алкоголя дистанционным способом?
#алкогольноеправо #дистанционнаяпродажа